Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Страницы «Морского сборника»: торпедная атака немецкого флота в бухте Лыу
Эксклюзив

Страницы «Морского сборника»: торпедная атака немецкого флота в бухте Лыу

222




Торпедная атака немецкого вспомогательного крейсера и эскадренных миноносцев в бухте Лыу 27 сентября 1941 г.


27 сентября 1941 года 4 советских торпедных катера под командованием старшего лейтенанта Гуманенко атаковали и потопили в бухте Лыу (западнее полуострова Сворбе) немецкий вспомогательный крейсер и два эскадренных миноносца типа «Leberecht Мaass»; одновременно был сильно поврежден эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann».
Эта операция является образцом дерзких, смелых, решительных и настойчивых действий, сочетаемых с мастерским владением своим оружием.
Появление немецко-фашистских кораблей у полуострова Сворбе было обусловлено следующей обстановкой в районе Моонзундского архипелага.


К сентябрю 1941 г. все побережье Рижского и Финского заливов до Лужской губы было оккупировано противником. На западе нашими форпостами оставались острова Эзель, Даго и Ханко. Флот, лишившись своих западных баз, отошел на восток. Противник усиленно готовился к захвату островов Эзель и Даго. Захватив о. Мухумаа, немцы 13 сентября через пролив Малый Зунд и подорванную Оррисарскую дамбу повели наступление на о. Эзель, имея целью выйти в тыл нашим отходящим частям. Не имея возможности сдержать численно превосходящего противника, наши части были вынуждены с тяжелыми боями отходить вглубь острова Эзель.

Авиация противника непрерывно наносила бомбовые удары по нашим отходящим частям и выбрасывала в тылу войск парашютные десанты численностью от 100 до 150 человек каждый.

13 сентября около 19 часов противник попытался высадить десант с транспортом в районе м. Харасти и о. Химораза. При отражении десанта нашими торпедными катерами и артиллерийским огнем береговых батарей были потоплены четыре транспорта и сторожевой корабль. Противник отказался от высадки, и корабли с остатками десанта, прикрывшись дымзавесой, отошли.

С рассветом 14 сентября противник вторично пытался высадить десант в районе полуострова Кейгусте и одновременно захватить о. Абрук. Огнем наших береговых батарей в этой операции были уничтожены 12 катеров с войсками, 4 транспорта, сторожевой корабль; были также нанесены повреждения эскадренному миноносцу. Остальные корабли противника, прикрываясь дымзавесой, отошли обратно.

Таким образом, попытки немцев высадить десант с моря в тыл наших частей были успешно отражены.
К утру 15 сентября противник, перегруппировав войска и подтянув свежие силы, вновь начал наступление в направлении на юг.

Командование обороны острова, учитывая создавшуюся обстановку на 16 сентября, приняло решение отходить с боями на полуостров Сворбе, ведя ожесточенные бои с наступающими превосходящими силами противника.

Нанося врагу огромный урон в живой силе и технике, 24 сентября наши части закрепились на созданных рубежах в самой узкой части перешейка полуострова Сворбе. Наступление фашистских войск было остановлено. Немцы, несмотря на подавляющее превосходство своего огня и непрерывные атаки наших позиций с воздуха, не смогли проникнуть на полуостров Сворбе.

Потерпев неудачи в своих попытках подавить оборону наших войск, действуя только с суши, немцы решили, используя корабли, артиллерийским огнем последних по тылу и флангу наших позиций обороны способствовать продвижению своих сухопутных частей.


Немецкий эсминец «Ганс Лёйдеманн»
27 сентября отряд кораблей противника в составе вспомогательного крейсера, эскадренного миноносца типа «Hans Lüdemann» и пяти эскадренных миноносцев типа «Leberecht Maass» подошел к бухте Лыу. Не встречая противодействия со стороны нашей авиации и считая, что в данном районе наших кораблей нет, вспомогательный крейсер и эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann» встали на якорь и открыли артиллерийский огонь по линии обороны, занимаемой нашими войсками. Эскадренные миноносцы типа «Leberecht Maass» находились в охранении.

На данный момент в районе о. Эзель в распоряжении командования имелось только 4 исправных торпедных катера, базировавшихся на Мынту. Их и было решено использовать для атаки кораблей противника. Поскольку имелся ограниченный запас боевых торпед, было приказано атаку произвести по возможности с минимальных дистанций. Командование атакой было возложено на старшего лейтенанта Гуманенко.

Одновременно с отдачей приказа торпедным катерам о выходе для атаки нашим 180-мм (на м. Церель) и 130-мм (бухта Лыу) батареям было приказано открыть огонь по кораблям противника.

В 9 час. 35 мин. торпедные катера лейтенанта Ущева, лейтенанта Афанасьева, старшего лейтенанта Ткаченко и лейтенанта Кременского под командованием старшего лейтенанта Гуманенко вышли из Мынту и легли на истинный курс 210°, а в 10 час. – 338°. Находясь на курсе 338°, катера дважды были безрезультатно атакованы гидросамолетами противника. В 10 час. 02 мин. для прикрытия торпедных катеров с воздуха со Сворбе вылетели 2 истребителя «И-153» и один «И-16». В 10 час. 15 мин. торпедные катера легли на истинный курс 0°.


Схема атаки торпедными катерами немецкого вспомогательного крейсера и эскадренных миноносцев в бухте Лыу 27 сентября 1941 г.
Держась возможно ближе к берегу, торпедные катера в 10 час. 20 мин. обнаружили на N группу дымов. В 10 час. 21 мин. торпедные катера были вторично атакованы гидросамолетами противника и двумя «Ме-109». Решительной атакой наших истребителей прикрытия фашистские самолеты были отогнаны. Торпедные катера продолжали следовать на сближение с противником.

Личный состав торпедных катеров, возглавляемый прославленным в лихих атаках командиром – старшим лейтенантом Гуманенко, горел неудержимым желанием нанести поражение врагу.

Ждать пришлось недолго. Продолжая идти все тем же курсом, катера в 10 час. 27 мин. обнаружили к N от себя вспомогательный крейсер и 6 эскадренных миноносцев противника.

Крейсер стоял на якоре, ведя огонь по полуострову Сворбе, а эскадренные миноносцы, находясь к N от него, маневрировали переменными курсами. Фашисты, не ожидая появления наших сил с S, все прикрытие расположили на N, в результате чего атака торпедных катеров, идущих с S, значительно облегчалась.

Каждый из командиров торпедных катеров, уже не раз участвовавших в разгромах немецких караванов в Ирбенском проливе и Рижском заливе, отлично знал, что нужно делать при встрече с врагом.

Обнаружив появление торпедных катеров, противник немедленно открыл по ним ураганный артиллерийский огонь. Эскадренные миноносцы, имея целью прикрыть свой крейсер, увеличили ход и устремились навстречу атакующим катерам.

Ни ураганный артиллерийский огонь, ни контратака эскадренных миноносцев не могли воспрепятствовать стремительному и дерзкому нападению наших катеров.

Торпедный катер лейтенанта Афанасьева вырвался вперед и, с целью прикрытия атаки других торпедных катеров, начал ставить дымовую завесу по пеленгу 80°. В это время торпедный катер лейтенанта Кременского, под прикрытием дымовой завесы, быстро вырвался вперед. В 10 час. 29 мин. он двумя торпедами атаковал эскадренный миноносец типа «Leberecht Maass». Последний разломился на две части и затонул. Лейтенант Афанасьев, закончив постановку дымовой завесы, пошел в атаку на вспомогательный крейсер. Несмотря на сильный огонь артиллерии и крупнокалиберных пулеметов крейсера, катеру удалось близко подойти к врагу и дать залп двумя торпедами. Одновременный взрыв двух торпед потряс воздух. Торпеды достигли цели.

Торпедный катер лейтенанта Ущева, вынырнув из-за дымовой завесы, поставленной к этому времени катером лейтенанта Кременского, в 10 час. 30 мин. атаковал с дистанции семь кабельтовых одной торпедой уже тонувший крейсер, а в 10 час. 32 мин. выпустил вторую торпеду по эскадренному миноносцу типа «Hans Lüdemann». После атаки торпедный катер снова укрылся за дымовой завесой.

С другого направления эскадренные миноносцы противника были атакованы торпедным катером старшего лейтенанта Ткаченко. Выскочив из-за дымовой завесы, он обнаружил прямо по носу 2 эскадренных миноносца типа «Leberecht Maass» и справа эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann». Один из первых двух шел прямо на катер и атаковать его немедленно было невозможно. В отношении второго эскадренного миноносца торпедный катер оказался в более выгодном положении для выхода в атаку (на его курсовом угле около 60° левого борта). Подойдя на дистанцию девять кабельтовых, лейтенант Ткаченко дал залп одной торпедой. Вторую торпеду он решил выпустить по эскадренному миноносцу типа «Hans Lüdemann». Выпущенная торпеда взорвалась у борта эскадренного миноносца.

В 10 час. 32 мин. был атакован последней имеющейся торпедой эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann». Маневрируя под сосредоточенным огнем трех фашистских кораблей (в дневных условиях), командир катера действовал исключительно смело и разумно – атаковал два корабля и один из них потопил. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на интенсивный артиллерийский огонь противника, катер не получил даже царапины.

После атаки торпедные катера Ткаченко и Кременского, как только они легли на курс отхода, начали постановку дымовых завес по пеленгу 150°, для обеспечения выхода в атаку остальных торпедных катеров. В 10 час. 33 мин. торпедный катер лейтенанта Кременского получил прямое попадание снаряда в моторный и таранный отсеки. От взрыва снаряда заглохли моторы, и торпедный катер остановился, потеряв ход. Вследствие полученных повреждений корпуса, он сразу же погрузился в воду по пуговицы. Личный состав прилагал все усилия, чтобы удержать торпедный катер на плаву и довести его до берега. Мотористы приводили в порядок моторы, другие заделывали пробоины и откачивали воду. Личный состав стойко боролся за жизнь своего корабля, уже овеянного боевой славой.

Торпедный катер лейтенанта Ущева полным ходом пошел на помощь поврежденному катеру. В это же время оба торпедных катера были атакованы фашистскими самолетами. Торпедные катера открыли по вражеским самолетам пулеметный огонь. Отражая атаку самолетов и уклоняясь, торпедный катер Ущева не смог оказать помощи и отошел в сторону. Положение торпедного катера лейтенанта Кременского ухудшалось с каждой минутой. Личный состав всячески старался удержать на плаву уже почти погрузившийся в воду корабль, но это оказалось невозможным, и катер вскоре затонул. Как только последняя атака с воздуха была отражена, торпедный катер лейтенанта Ущева возвратился и подобрал из воды личный состав затонувшего торпедного катера.




Герой Советского Союза легендарный моряк Владимир Поликарпович Гуманенко, его наградной лист и мемориал
Тройка катеров отходила на S. Взору личного состава представилась следующая картина. Вспомогательный крейсер противника, доживавший свои последние минуты, погрузился носом; с его кормы поднимался столб желтого дыма и пламя бушевавшего пожара; один эскадренный миноносец, переломившись пополам, затонул, другой, такого же типа, погрузился носовой частью в воду; третий стоял, потеряв ход.

Торпедные катера, дав полный ход, оторвались от противника, скрывшись за дымовой завесой. До своей базы их сопровождали наши истребители.

В 11 час. 17 мин. торпедные катера лейтенантов Ущева и Афанасьева и старшего лейтенанта Ткаченко прибыли в Мынту.

Вся операция длилась 1 час 42 минуты, сама же атака – 3-5 минут.

Вскоре после возвращения торпедных катеров наши самолеты, вылетев к месту боя, установили следующее: крейсер противника погрузился в воду по верхнюю палубу, 2 эскадренных миноносца типа «Leberecht Maass» затонули, а эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann» буксировался другим эскадренным миноносцем на W.

Попытки противника воздействовать на нашу оборону артиллерийским огнем кораблей с фланга и с тыла провалились. Наша оборона на полуострове еще продолжительное время стойко выдерживала натиск врага, заставляя его нести огромные потери в живой силе и технике.

Автор капитан-лейтенант H. М. СОБОЛЕВ. Журнал «Морской сборник».
  • Евгений Федоров


0 комментариев
Обсудим?

Смотрите также:

Продолжая просматривать сайт dobro-news.com вы принимаете политику конфидициальности.
ОК