В погребальной пещере в Иерусалиме обнаружена гробница куртизанки-гетеры
Во время раскопок на Виа Хеврон в Иерусалиме была обнаружена погребальная пещера, содержащая могилу куртизанки (гетеры на древнегреческом языке), датируемую концом IV – началом III века до нашей эры.
В сообщении Управления древностей Израиля (IAA) кремированные останки молодой женщины были обнаружены рядом с редкой, прекрасно сохранившейся коробкой с зеркалами в погребальной пещере в районе Иерусалима, редком свидетельстве эллинистического периода.
Исследование было проведено Тель-Авивским университетом и Управлением древностей Израиля под руководством доктора Гая Стибеля с факультета археологии и древнего Ближнего Востока Тель-Авивского университета и археолога Управления древностей Израиля Лиат Оз.
По словам доктора Гая Стибеля с кафедры археологии и древнего Ближнего Востока Тель-Авивского университета, «это, по сути, самое раннее свидетельство кремации в Израиле в эллинистический период».
В погребальной камере были обнаружены обугленные человеческие кости, которые доктор Йосси Нагар, физический антрополог Управления древностей Израиля, идентифицировал как кости женщины.
Рядом с костями было найдено несколько гнутых железных гвоздей, а к удивлению археологов, рядом с костями обгоревшей женщины был обнаружен погребальный инвентарь – редкий тип складного бронзового шкатулки для зеркала.
«Это лишь второе зеркало такого типа, обнаруженное на сегодняшний день в Израиле, а всего во всем эллинистическом мире известно всего 63 зеркала такого типа», — говорит Лиат Оз, руководитель раскопок от имени Управление древностей Израиля. «Качество изготовления зеркала настолько высокое, что оно сохранилось в отличном состоянии и выглядело так, будто было сделано вчера».
Женщина, вероятно, была компаньонкой/куртизанкой (гетерой), которая сопровождала высокопоставленного военного или эллинистического правительственного чиновника во время кампаний Александра Великого или, что более вероятно, во время Войн диадохов (Войн преемников Александра).
Исследователи отметили, что это подношение в виде складных зеркал-коробок было задокументировано в гробницах и храмах греко-эллинистического мира и является явным указанием на гендерный артефакт, связанный с греческими женщинами.
Зеркала-шкатулки обычно украшались гравюрами или великолепными рельефами идеализированных женских фигур и фигур богинь, особенно Афродиты, богини любви.
«Самый волнующий вопрос, возникший в результате этого открытия, заключался в том, что делает могила гречанки на шоссе, ведущем в Иерусалим, вдали от любого места или поселения того периода. Гробница нас особенно заинтриговала, в том числе и в свете того факта, что археологические сведения об Иерусалиме и его окрестностях в ранний эллинистический период очень скудны», — говорит доктор Штибель.
Чтобы разгадать эту загадку, исследователи располагали рядом уникальных данных, характеризующих захоронение на Виа Хеврон, которые пролили свет на удивительное повествование; редкое и дорогое зеркало-шкатулка и кремация, хорошо известная в греческом мире, а также находка железных гвоздей в захоронении. Обсуждая статус женщины, исследователи полагают, что она, вероятно, была спутницей/куртизанкой (гетерой), а не замужней женщиной, поскольку последние редко покидали свой дом в Греции, не говоря уже о том, чтобы присоединяться к своим мужьям в военных походах.
Тот факт, что возле погребальной пещеры не было поселения, по-видимому, указывает на то, что это могила гречанки, которая сопровождала высокопоставленных военных или эллинистического государственного чиновника и была похоронена на обочине дороги.
Бронзовые зеркала, подобные тому, что было найдено, считались дорогим предметом роскоши, и они могли попасть во владение гречанок двумя путями; как часть приданого перед свадьбой или как подарок мужчины своим гетерам. Таким образом, зеркала символизировали, помимо прочего, связь, а также интимные отношения между клиентами и гетерами. Гетеры составляли часть древнегреческого социального института, в рамках которого женщины, подобно, например, японским гейшам, оказывали услуги социального сопровождения, причем не обязательно только или главным образом сексуальные услуги. Некоторые из них стали гражданскими супругами греко-эллинистических правителей, а также высокопоставленных генералов и известных интеллектуалов. Гетеры устраивали литературные салоны и служили музами самых знаменитых произведений скульптуры и живописи.
В ближайшем будущем исследователи намерены получить более точные данные о происхождении зеркала, пытаясь пролить дополнительный свет на биографию женщины и, возможно, даже на происхождение старшего, которого она сопровождала.
Обсудим?