В Норвегии обнаружены уникальные погребальные сооружения эпохи викингов
В недавней работе, опубликованной Рэймондом Соважем и Ричардом Макфейлом в журнале Medieval Archaeology, описываются раскопки и интерпретация трех погребальных сооружений железного века и века викингов в центральной Норвегии, Скейете, в деревне Виньеёра.
Три сооружения датируются периодом между 500 и 950 годами н. э. и, вероятно, были частью погребальных ритуалов, которые позволяли живым неоднократно посещать мертвых и взаимодействовать с ними.
В период с 2019 по 2020 год запланированное строительство дороги потребовало проведения раскопок, которые подтвердили существование дохристианского кладбища, частично раскопанного в разведочном шурфе еще в 1996 году. Удивительно, но рядом с сглаженными курганами были обнаружены три погребальных дома.
Погребальные дома, обычно встречающиеся в погребальных контекстах, таких как кладбища, многогранны и могут содержать могилы, гробницы или даже использоваться для хранения кремированных останков усопших. Некоторые из них также использовались как места, где живые могли оставлять подношения для усопших или поклоняться своим мертвым.
Погребальные дома, найденные по всей Скандинавии, могли служить той же цели. Однако, в отличие от других погребальных домов, включая 12 других из Норвегии и один в Швеции, погребальные дома из Виньеёры уникальны тем, что в них не предусмотрено постоянное захоронение.
«Я думаю, самым удивительным было то, что мы не нашли никаких доказательств наличия постоянной гробницы или захоронения человека внутри домов. Кроме того, тот факт, что у них были двери и входы, которые могли вести в морг и курган, был чем-то, о чем я не думал до анализа», - говорит Соваж.
Наличие дверей и входов предполагало, что дома-морги были постоянно открыты, чтобы живые могли посещать их внутренности. Утоптанная почва, из которой состоял вход, подтверждала это, предполагая частое посещение живыми. Эти входы были низкими, и людям приходилось приседать, чтобы добраться до внутренней части.
По словам Соважа, в этом не было ничего необычного: «Исходя из соотношения между размером кургана и планом дома, мы должны предположить, что для этого приходилось приседать. Комната внутри, должно быть, была довольно маленькой и темной, в то время как дверь, должно быть, пропускала немного света, который освещал части интерьера. Большинство известных мне погребальных домов имеют схожие размеры».
На основании дат, полученных из погребальных домов, первое сооружение было возведено в 450–600 гг. н. э., во время железного века. В это время кладбищенская практика использовала кремацию как основную форму погребения. Позже, около 600–800 гг. н. э., было построено второе сооружение, как раз когда кладбище начало переходить к более частым ингумациям. Наконец, третье погребальное здание было построено между 800 г. н. э. и серединой или концом 900 г. н. э., после того как кладбищенская практика полностью изменилась с кремации на ингумацию.
Каждое сооружение использовалось в течение почти 100–200 лет, что говорит о том, что, хотя погребальные практики, окружавшие их, могли измениться, погребальные дома оставались важным компонентом ритуалов.
Соваж подробно описывает эти изменения следующим образом: «Мне кажется, что на практику погребения повлиял ряд факторов, таких как влияние путешествий и контактов, а также изменение мотивации, лежащей в основе более публичных проявлений, наблюдаемых в ритуалах погребения. Погребальные дома демонстрируют более стабильную преемственность в использовании, вероятно, связанную с собственной традицией семей почитать своих усопших и предков. Эти ритуалы могли быть более частными и, возможно, более стабильными с течением времени».
Хотя в погребальных домах не было обнаружено захоронений, другие находки, такие как фрагменты костей, наконечники стрел и гвозди, могут помочь пролить свет на предполагаемое использование этих сооружений.
Останки лошади были идентифицированы среди костей. Они могли быть результатом жертвенного убийства, похожего на blót, жертвенного ритуала, занимающего центральное место во многих скандинавских религиозных обрядах. Этот обряд часто упоминался как в более поздних, так и в современных описаниях древней скандинавской религии и обычно был связан с погребальными пирами и ритуалами.
Хотя доказательств самого акта жертвоприношения не существует, все остальные кости животных, найденные в траншеях, имеют следы сжигания. Это может указывать на то, что их готовили, возможно, как часть ритуальных трапез, связанных с умершими или погребальными обрядами.
Это может быть отсылкой к досовременной традиции в Норвегии, согласно которой еду и питье оставляли на курганах, чтобы поделиться ими с умершими.
Аналогичным образом, конструкция погребальных домов, схожая с современными жилищами, может быть связана с идеей о том, что умершие продолжали жить в курганах.
Однако, поскольку в этих погребальных домах не было обнаружено никаких захоронений, возможно, они могли хранить тело, пока оно было подготовлено к погребению. Это похоже на то, как путешественник 10-го века Ибн Фадлан описал норвежский ритуал погребения, который он наблюдал на территории Руси. Тело должно было храниться в деревянной погребальной камере в течение 10 дней, пока готовилась еда и погребальные принадлежности.
Похоронные дома в Норвегии по-прежнему полны загадок, и для полного понимания их функций потребуются дополнительные исследования.
«Будущие исследования должны быть больше сосредоточены на внутренней части, чтобы получить более точные данные об их использовании. Наши доказательства были разрозненными, и есть несколько вопросов без ответа, например, как выглядела внутренняя часть, было ли выделено место для размещения тела и как выглядели входы», - отметили авторы исследования. «Кроме того, мы должны попытаться лучше понять их связь с курганами. Можем ли мы восстановить стратиграфические свидетельства, которые доказывают, что они были покрыты курганом или курган был построен как более позднее сооружение?»
Обсудим?