PLOS ONE: доисторические резные изображения настолько точны, что можно определить пол, возраст и вид животных
Резные изображения следов животных, которые можно найти в горах Доро-Навас на западе Намибии, — это нечто особенное: художники настолько точно запечатлели следы, что могут раскрыть много полезной информации о животных, которых они изображают. Команда из Института Генриха Барта и Университета Эрланген-Нюрнберг в Германии, а также заповедника Ньяе Ньяе в Намибии работала с экспертами по следам коренных народов из региона Калахари, чтобы изучить в общей сложности 513 резных фигурок. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.
Для более чем 90 процентов из них эксперты из числа коренных народов смогли определить вид, пол, возрастную группу и даже то, на какой ноге была вырезана резьба. Это как справочник дикой природы, написанный на камне.
«Исследование представляет собой еще одно подтверждение того, что знания коренных народов, с их глубоким пониманием ряда конкретных областей, способны значительно продвинуть вперед археологические исследования», — пишут исследователи.
Следы животных и людей часто встречаются в доисторическом наскальном искусстве – в этой конкретной коллекции их сотни – но неясно, почему художники древних времен хотели записать эти следы.
Одна из идей состоит в том, что их можно было использовать в качестве учебного пособия. Однако расположение некоторых гравюр, высота, на которой они расположены, и общая темнота пещер означают, что из них не получится идеальных классов. Исследователи не смогли придумать подходящую гипотезу, которая полностью имела бы смысл для этих наскальных рисунков.
Совершенно очевидно, что опыт, предлагаемый коренными народами, может иметь жизненно важное значение для раскрытия секретов, обнаруженных в ходе археологических раскопок. Все эксперты по отслеживанию, с которыми мы консультировались здесь, в прошлом принимали участие в других исследованиях древнего наскального искусства.
Граверы давних времен отдавали особое предпочтение определенным видам животных, включая жирафов, носорогов и леопардов, и чаще изображали взрослых взрослых особей, чем молодых, и самцов, а не самок.
Количество человеческих следов, включенных в каменную галерею, больше, чем в других подобных местах, и большинство из них принадлежат подросткам. Также наблюдается необычное отсутствие домашних животных и рептилий.
Все эти открытия стали возможными благодаря точности самого произведения искусства и местному опыту, привлеченному для его каталогизации.
Эти конкретные гравюры относятся к позднему каменному веку, начавшемуся около 50 000 лет назад. Хотя некоторые из них представляют собой записи о животных, которые все еще обитают в этом регионе, других уже нет, что дает исследователям представление о том, как климат в этом районе мог меняться с течением времени.
Хотя интерпретация наскального искусства может быть сложной задачей, не разговаривая с самими граверами, эти изображения дают нам бесценное окно в прошлое, позволяя заглянуть в то, как когда-то человеческое общество и царство животных жили вместе.
«В совокупности изученные в этом исследовании особенности указывают на то, что следы наделены сложным смыслом», — пишут исследователи. «Достижение хотя бы приблизительного результата потребует от исследователей обращения к этнографическим данным и знаниям коренных народов – необходимость, на которую в будущих исследованиях следовало бы обратить внимание».
Обсудим?