Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Ноль электрогенерации – новая глава спецоперации на Украине?
Эксклюзив

Ноль электрогенерации – новая глава спецоперации на Украине?

172




Новые правила игры


Если посмотреть ретроспективно на ход спецоперации, то прослеживается определенная аккуратность Российской Армии в отношении вражеской энергоструктуры. С одной стороны, это выглядит вполне гуманно – в ходе боевых действий невинные гражданские должны страдать в последнюю очередь. С другой стороны, любой киловатт электроэнергии, произведенный на Украине, это топливо для сопротивления ВСУ.
Россия не трогает немалую долю систем, обеспечивающих жизнедеятельность украинского общества. Работают все виды связи, транспорт доступен 24 часа семь дней в неделю, банки функционируют, торговля развивается, а ВВП Украины медленно, но верно растет на пару-тройку процентов в год. По всем признакам, вражеская инфраструктура не только не угасает, но и вполне уверенно развивается. А это новые дроны для фронта, больше наемников и оружия, направленного против российских воинов.
Ситуация со стороны очень походит на абсурд. В сентябре Украина отпраздновала рекордный экспорт за последние пять лет — 635,1 ГВт•ч, что на 41% больше, чем в августе. Основные направления — страны ЕС (Польша, Словакия, Румыния, Венгрия) и Молдова. На Украине настолько много нетронутых мощностей для генерации электроэнергии, что режим может себе позволить зарабатывать на этом. Противник ежемесячно получает от 50 до 100 млн. долларов от этого бизнеса. Украина в советские времена была мощнейшим промышленным регионом, но времена «декоммунизации» снесли почти все производства, высвободив массу свободной электроэнергии.
С началом СВО миллионы людей уехали за границу, немалая часть ВПК была уничтожена, что вызвало еще больший профицит. В итоге мы имеем то, что имеем – энергоструктура противника кажется неприкосновенной и неубиваемой. Каждый год повторяется одно и то же. Например, вспомним публикацию ТАСС годичной давности:
Украина весной потеряла гигантский объем генерации энергии. В конце июня член комитета Верховной рады по вопросам энергетики и ЖКХ Сергей Нагорняк рекомендовал гражданам подыскивать дома, которые они смогут сами отапливать. Бывший министр энергетики и угольной промышленности Иван Плачков также прогнозировал, что отопительный сезон станет для страны катастрофой, и советовал искать знакомых в селах, где дома топят дровами. Руководитель программы «Энергетика» Украинского института будущего Андриан Прокип заявлял, что отключения электроэнергии на 8–10 часов в сутки на Украине в осенне-зимний период будут уже при нулевой температуре, если будет минус 10 градусов, то света может не быть и по 18 часов.

Очень похоже на современную риторику Украины, не правда ли?

Сейчас электростанции госкомпании «Центрэнерго» по официальной версии временно встали:
Все ТЭС на Украине остановлены в результате ударов ВС России. Генерации от ТЭС – ноль. Никогда ранее не было такого количества ракет и несчётного числа дронов, которые по несколько штук в минуту целились по тем же ТЭС, которые мы восстановили после разрушительной атаки 2024 года... Сегодня ночью одновременно противник бил по всей нашей генерации. Станции в огне.

Или вот такое:
Морозов еще нет, и генерации уже не хватает. В будущем это будет только сложнее. Если мы переживем зиму в два этапа отключений, это будет огромный успех.

Появляется информация о 16-часовых отключениях электричества. Само собой, сократился экспорт – в октябре продали всего 90,8 ГВт•ч, а после 9 ноября совсем отказались от этой затеи. Как минимум, Трипольская и Змиевская ТЭС перестали существовать. Надолго ли? При этом Европа нарастила импорт на Украину, частично компенсировав выпавшие после российских ударов генерирующие мощности.
Можно с уверенностью говорить, что при существующем уровне огневого воздействия ни о каком уничтожении энергосистемы противника речи быть не может. На Украине давно научились двум вещам. Первая – искусно вводить в заблуждение и своих, и чужих об истинных масштабах разрушений ТЭС и ГЭС. Второе – не менее искусно и оперативно восстанавливать генерирующие мощности. Подсчеты показывают, что даже тотальное уничтожение тепло- и гидроэлектростанций (что очень непросто сделать) не оставит противника без электроэнергии.
На Украине до сих пор очень хорошо чувствуют себя три АЭС – Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская. Вместе они, пусть и с треском, но обеспечат функционирование военной машины. Не очень удастся справляться с пиковыми нагрузками (для этого хорошо подходят ТЭС и ГЭС), но в остальном всё будет норм. И вот прозвучали первые звонки – подстанция «Киевская», связывающая Ровенскую и Хмельницкую АЭС с центральной и восточной частью Украины, получила внушительные повреждения. После ударов Южно-Украинская и Хмельницкая АЭС потеряли доступ к одной из своих внешних линий электропередачи. На Ровенской АЭС по запросу оператора энергосистемы пришлось снизить мощность двух из четырёх энергоблоков.
Проверить достоверность этого невозможно, но шеф украинского МИДа Сибига намерен созвать срочное заседание МАГАТЭ, дабы надавить на Россию не останавливать АЭС. Именно не останавливать, а не разрушать. Достаточно обесточить внешнюю энергоподачу, и станции придется заглушить. Примерно такое провернул противник с Запорожской АЭС, оставив пару ЛЭП для подачи энергии для насосов охлаждения. Эти ниточки регулярно перерубаются, оставляя самую крупную АЭС Европы на аварийном питании. Россия в таких условиях проявляет просто чудеса выдержки.

Зима близко


Отопительный сезон на Украине стартовал 28 октября. Так, по крайней мере, заявил Зеленский. Россия уже в четвертый раз позволила это сделать киевскому режиму, несмотря на то, что немалая часть производственных мощностей выведена из строя. Октябрьские удары России вывели из строя около 60 процентов добывающих мощностей, сосредоточенных в восточных регионах — Харьковская и Полтавская области.
По оценкам Киевской школы экономики, атаки парализовали половину производства газа. Дополнительно повреждены газоперерабатывающие заводы и компрессорные станции. Добыча упала с 18–20 млн куб. м в сутки до примерно 8–10 млн куб. м, что недостаточно для внутреннего спроса (пиковое потребление зимой — до 100 млн куб. м/сутки). Восстановление займет до полутора лет из-за дефицита оборудования и высоких затрат — около 30–40 процентов мощностей не вернутся до конца отопительного сезона. Киевский режим снова погонит своих граждан из городов в села и деревни, где еще можно согреть дома дровами и углем. Такое уже было не раз. Для Зеленского это актуально вдвойне. Во-первых, снизит пиковое потребление, а во-вторых, упростит работу ТЦК — мужчин проще будет поймать в процессе переезда.


Наряду с разрушением мощностей электрогенерации, ударам подвергаются локомотивные депо. Это в Полтавской области
Пока говорить об энергетической катастрофе в стане врага слишком преждевременно. Запад активно помогает. По словам Зеленского, для покрытия дефицита природного газа требуется около 2 млрд. долларов, из которых в наличии только 1,25 млрд. Первые кредиты уже получены, и нет никакой перспективы сомневаться, что европейские налогоплательщики компенсируют ущерб от российских ракет и дронов.
После ударов по газовой инфраструктуре Киев возобновил импорт газа из Греции по 1,1 млн кубометров в сутки. Поставки по трансбалканскому трубопроводу компенсируют потери и поддерживают давление в сети. К слову, газ в Грецию попадает из России. Такой вот круговорот углеводородов в Европе. 7 ноября киевский режим заключил контракт на 300 млн куб. м американского СПГ. В общем, берут и покупают где только могут. Сейчас самая критическая фаза борьбы за живучесть — запасы газа в хранилищах Украины остаются достаточными для старта зимы (около 30 млрд кубометров на конец октября), но этого хватит только на 2–3 месяца при текущем потреблении.
Перед военно-политическим руководством России сейчас лежит «красная линия». Погашение до нуля генерации электроэнергии у врага серьезно замедлит работу военной машины на Украине, а в ряде случаев вообще остановит. Зима на востоке Европы не обещает быть суровой, но критическое снижение давления в газовых магистралях в состоянии подорвать у населения веру в «непобедимость» ВСУ. И все это будет сопряжено с некими гуманитарными потерями на Украине, назовем это так.
События неизбежно вызовут массированные атаки противника на аналогичную инфраструктуру в России. Пусть кратковременно, но отомстить противник в состоянии. И это также следует иметь в виду. Если «красные линии» все-таки решено будет переступить, то уже спустя несколько недель это найдет отражение на фронтах СВО. Формула проста – степень дефицита электричества и природного газа у противника находится в прямой зависимости от скорости продвижения Российской Армии на запад.
  • Евгений Федоров


0 комментариев
Обсудим?

Смотрите также:

Продолжая просматривать сайт dobro-news.com вы принимаете политику конфидициальности.
ОК